Велопоход по Кабардино-Балкарии`19

5 июля. А/л Безенги – пер. Кишлык – долина р. Кардан

Для нас любезные сотрудники столовой накрыли завтрак в 6:30 утра, за что им особая благодарность! Вот наши довольные моськи на фото — это лучше любых слов! Прощаемся с базой и в 7:30 выезжаем.

Перед отъездом, на низком старте)

С утра очень бодрящий воздух! Погода солнечная, опять обмазываемся кремом от солнца. Сегодня нам нужно набрать 1200 м высоты, взять перевал Кишлык высотой 2541 м.

В некоторых источниках встречается название пер. Кубадайги в соответствии с ближайшей вершиной, а также пер. Думала — в честь заброшенного села Думала, находящегося по другую сторону перевала, и которое отмечено на карте генштаба на реке Кардан недалеко от впадения в р. Чегем. Я склонна называть перевалом Думала тот перевал, который соединяет село Верхняя Балкария с селом Безенги, где мы были вчера: по карте Генштаба с перевала берёт начало река Кючмесу — приток р. Думала и отмечено урочище Думала.

Дорога от а/л Безенги до пос. Безенги идёт на спуск, встречаются локальные «пупыри», но их мы проскакиваем довольно быстро. Внимание полностью сосредоточено на дороге: вроде и уклон не сильный, но попадаются крупные камни, ямы, промоины – не расслабишься. Хочешь полюбоваться видами и сфотографировать – приходится останавливаться. На одном из спусков Вика совершает падение уже практически остановившись. Ссадины на ладонях (именно в этот день не надела перчатки) дезинфицируем и заклеиваем пластырями. Но всё равно отлично прокатились, вниз — не вверх!

В пос. Безенги покупаем в магазине кое-что сладенького и устраиваем небольшой перекус. Поселок находится на высоте примерно 1450 м.
В 9:30 мы сворачиваем с асфальтовой дороги налево на грунтовку, ведущую к перевалу. Мы со свежими силами, и уклон здесь приемлемый, и нет дурацких больших камней, которые серьезно осложняют движение на подъеме. Наконец-то можно ехать в перевал!

И опять подъем… Внизу остается село Безенги

Но дорога идет по самому солнцепеку, тени нет совсем. Каждый едет в своем темпе, иногда спешиваемся.

— Ну что, погнали?

На высоте 1700 рядом с кошем приметное место – необычные по форме скалы и какое-то сооружение прямо на крутом склоне, вероятнее всего, сторожевая древняя башня. Рядом памятник погибшим во время войны. Немного передохнули здесь и неспеша покрутили дальше.

Под скалой, скорей всего, фундаменты старых построек
Та же скала, но вид сбоку. В нижнем правом углу можно заметить нас с Викой

Глаз радовали виды на гору Каракая и цветущие луга. А какие ароматные запахи цветов! У небольшого ручейка нашли ровную полянку и устроили обед. Пока всё варилось, Вика обрабатывала свои ссадины.

Когда мы вкушали свою пищу, наслаждаясь чудесными видами, мимо промчались квадроциклы, штук 10. Из них только один заметил нас, сидящих сбоку на дороге, и помахал рукой))) Потом мы видели их чуть выше на витке серпантина, как они фотографировались на фоне гор.

При дожде такое покрытие дороги превращается в залипательную кашу

Через 3 километра после обеда наша дорога пошла  на локальный спуск,  мы летели на бешенной скорости и как раз этот спуск заканчивается у небольшой кошары (высота 1990) и направо сразу резко идет подъем. Дорога ухудшается, становится малопроезжей из-за крупных камней и уклона, превращается в отличную пихательно-толкательную.

 И именно в этом месте путников поджидает огромная собаченция размером с теленка. Она довольно угрожающее рявкает и двигается на нас. Видно, что в кошаре есть люди, но на наш зов никто не выходит. Мы решаем медленно двигаться вперед, плотной кучкой. Вскоре собака понимает, что опасности мы не представляем, ложится на травку и наблюдает за нашим передвижением. В этот момент мне тоже захотелось побыть немного собакой)

Спуск к кошаре
Дальше пешочком…

Протолкав велик примерно метров 500, я провожу манипуляцию с перекладыванием тяжёлых вещей в заплечный рюкзак и закидыванием его на спину, что значительно облегчает моё дальшнейшее пихалово в гору. Вскоре и Артём с Викой закидывают велобаулы на плечи. Тем временем погода портится, приходят облака и окутывают перевал плотной молочной пеленой. С одной стороны это хорошо, исчезла изнуряющая жара, но и природные красоты скрылись от нас.

Высота перевала Кишлык оказалась 2520. Затащились мы туда в половину пятого вечера, как ежики в тумане. Сделали общую фотографию на фоне горы Каракая, когда облака внезапно разошлись на несколько минут. Схомячили очередную вкусняшку в виде яблок и утеплились для спуска.

Только завернули за поворот – как встретились с товарищами по несчастью группой велосипедистов с эндуро-великами, налегке. Машина завезла их до брода через р. Кардан и высадила, дальше они топают пешком на перевал, чтобы с ветерком спуститься в Безенги, где та же машина их и заберет. Ребята рассказали, что ниже река смыла кусок дороги и там теперь жуткое месиво из глины и камней, поэтому их машина не смогла закинуть до самого перевала, как они планировали. Пожелав друг другу удачи, мы спускаемся дальше.

Дорога вниз – настоящее испытание для велосипеда, камни, глубокие ямы, промоины, мелкая сыпуха, в общем, веселье то ещё. Доехали до размытого участка, о котором рассказали нам велоколлеги. Лев и Вика прошли этот участок прямо в обуви.

Артем решил поберечь обувь, а не ноги и пойти босиком. О чём потом пожалел: в глинистое месиво ты проваливаешься до середины голени, а там, оказывается, глина с мелкими камнями, которые больно царапают кожу! За рюкзаком Артем переходил уже в кроссовках. Теперь мы были похожи на грязных свинок, к счастью, грязь быстро высыхала и отваливалась.

Пока здесь не приведут дорогу в приличное состояние, на машине этот участок не проехать! Именно это я имела ввиду в самом начале отчета, когда написала, что теперь маршрут на авто полностью не пройти. Кстати, квадроциклы, которых мы видели на обеде, копались здесь очень долго, тянули друг друга веревками и кое-как прошли.

Но это всё были ещё цветочки! Тучи над нами сгущались и темнели. Мы спускались ниже, проехали заброшенный кош и дом, и тут начало накрапывать. Ребята успели натянуть дождевики, а я по забывчивости не положила его поближе после того, как упаковала заплечник обратно в велобаул. Решила доехать в обычной куртке. А зря. Через пару минут начался тропический ливень. Мы как могли спешили спуститься дальше, здесь ставить палатку просто негде — уклон, а дорога размокала у нас на глазах! Вскоре это превратилось в глиняный каток! Колеса заблокировало, и даже при зажатых тормозах можно было виртуозно скользить вниз по дороге, наблюдая, как заднее колесо пытается обогнать переднее. Сверху я приметила ровную полянку у реки и показала её ребятам, но вроде как мы надеялись найти место получше с хорошим подходом к воде.

Дальше дорога поднималась на небольшой холмик, и тут мы поняли, что велы нам просто не втащить: ноги проскальзывают по глине, колеса не крутятся, велик нужно тянуть волоком! Времени уже начало седьмого. Решаем спускаться на ту полянку у реки. Лев съезжает на разведку и сообщает, что место в целом хорошее, но с подходом к воде есть проблема. Мне кажется, другого выхода у нас уже не было. Мы спускаемся на берег реки Кардан. В этот момент дождь решает прекратиться. Ну что ж, тоже неплохо, хоть под дождем палатку ставить не надо.

Много ровных полянок, выбирай любую!

Я сильно замерзла, потому что и куртка и всё, что было под ней, промокло до нитки. Переодевшись, ставлю палатку, Артём идёт разведывать подход к воде. Обнаружился этот чудесный подход за кустами. Дело всё в том, недавно здесь бушевала непогода, сошел сель или что-то подобное, берег реки сильно размыло и все подступы к воде представляли из себя глинисто-каменистую смесь, в которую проваливаешься выше щиколотки. Поэтому найденный подход к воде был нашим спасением. Конечно, про качество воды говорить и не стоит. Вода имела насыщенный цвет какао, что могло нас поставить в весьма затруднительное положение, если бы не наш запас воды в 4 литра. Но все равно, пришлось экономить . Отмыли в реке дождевые накидки на рюкзаки, дождевые штаны, обувь и сами велосипеды. Иначе переключателя и цепи не было видно из-за налипшей глины.

Пока ребята мыли велосипеды, я готовила макароны с тушёнкой. На ужин все собрались в нашей палатке, было хорошо и тепло, дождик немного еще покапал, но сильного ливня уже не было. Завтра вся надежда на солнце, которое просушило бы нашу глиняную дорогу. Иначе мы залипнем здесь надолго…

Вид с места стоянки

Общий пробег: 38 км
Набор высоты: 1300
Затрачено калорий: почти ничто в сравнении с выбросом адреналина на глиняном катке на спуске с перевала)))


День 5    Продолжение следует…