Велопоход по Кабардино-Балкарии`19

1 июля, ПН.
р. Псыгансу – пер. Курноят (2150 м.) – с. Верхняя Балкария — долина р. Чайнашки

«Быть не может, я ж только уснула!» – с такой мыслью я проснулась под весёленькую музыку будильника. Но при этом чувствую, что вроде выспалась.
День начался непривычно рано, в 5 утра. Забегу вперед и скажу, что этой традиции мы решили не изменять почти весь поход. Сегодня тоже важный день, нужно было взять один перевал, невысокий, и начать подъем уже к следующему, самому сложному на нашем пути.

Высовываю нос из палатки и вижу синее небо в просветах облаков и припорошенные свежим снежком склоны и вершины. Видимо, там, наверху, вчера была сильная непогода. До высоты нашего перевала снег не дошел… Я очень на это надеюсь.
Тем временем выходит солнце, вокруг красотища, горы-ы-ы! Цветочками пахнет, разнотравьем разным, птички уже воркуют, ляпота!
Наши палатки просыхают и постепенно перекочевывают в наши велобаулы вместе с другими вещами, и в начале восьмого мы выходим в путь.

Вид назад, в ущелье Псыгансу
Припорошенные снежком горы

Крутые подъемы идем пешком, но в основном крутим неспеша на первой передаче.

Вскоре доезжаем до пастушьих домиков, даже встречаем одного пастуха. Рядом с кошем обустроен родник – чистая вода подается из шланга справа у дороги.

Спустились к реке за водой. А позже нашли прямо у дороги родник…

Вообще лично мне очень обидно, но этот подъем к перевалу напрочь стерся у меня из памяти. Какие-то обрывочные воспоминания только остались, странно в общем, потому что по сути это самый легкий перевал из всех.

Виток дороги и зубцы г. Метеген
Долина реки Псыгансу
Перевальный взлёт. На заднем фоне видно понижение в хребте — перевал Хазни

На перевал Куроноят заезжаем в 10:20. Виды вокруг зачаровывают! Справа от перевала возвышаются мощные зубцы горы Метеген, очень красиво! Как же без общего фото с флагом клуба?

Спуск был быстр и стремителен! Руки затекали от нажатия на тормозные ручки, приходилось иногда останавливаться и давать им отдохнуть. Уклон приличный, камни, промоины, приходилось быть начеку, не расслабишься особо. Да и про багажник думаешь, как бы с таким весом там все не отлетело к чертям на очередной яме!

На спуске любуемся видами на село Верхняя Балкария и впереди замечаем дорогу на наш следующий перевал, вернее на связку перевалов Думала-Чегетджара. Ух, выглядит сурово. Да еще и дожди сильные были накануне. Боюсь, что залипнем на глине на подъеме, тогда есть риск сильно выбиться из графика и не пройти оставшийся маршрут. Но после обсуждений решаем идти по плану. Команда у нас весёлая, оптимистичная, да и погода налаживается.
На спуске находим хороший подход к реке Хашхасу, устраиваем обед. Солнце палит, становится жарко. Развешиваем мокрую одежду после вчерашнего дождя. Пока обедаем, все высыхает, это радует!

Спуск в с. Верхняя Балкария

Влетаем в село Верхняя Балкария на всех парах, Лев даже проскочил мимо магазина. Хорошо, что у меня заранее стояла точка в навигаторе. Но магазинов на самом деле в поселке много, мы зашли потом еще в один, чуть ниже по дороге, напротив мечети.

Село Верхняя Балкария не такое уж и маленькое. По данным переписи 2019 года здесь проживает 4300 человек. Расположено в котловине Черекского ущелья. История села интересна и в ней достаточно много трагических моментов.

До начала XX века в ущелье реки Черек-Балкарский располагалось 18 селений.
После Октябрьской революции эти сёла были объединены в два: Верхняя Балкария и Нижняя Балкария. В 1926 году была образована Средняя Балкария.
В 1942 году в этих краях произошли события, которые вошли в историю республики как Черекская трагедия. Получив приказ о ликвидации бандформирований, сводный отряд НКВД провел здесь жестокую карательную операцию, в ходе которой погибло более полутора тысяч человек, в том числе и мирные жители.
В 1944 году балкарцы подверглись депортации в Среднюю Азию. Вследствие этого все селения пробыли в заброшенном состоянии около 13 лет.
В 1957 году началось возвращение балкарцев из ссылки в места своего прежнего проживания. После реабилитации балкарского народа и возвращения на родину, сёла Верхняя Балкария, Средняя Балкария и Нижняя Балкария были объединены в одно поселение — Верхняя Балкария.
Ныне развалины заброшенных аулов можно увидеть в различных окрестностях села. Вот смотришь на эти тихие улицы, где бегают радостно дети и спят в теньке у заборов лохматые кошки, жители спешат по своим делам и даже не веришь, что когда-то всё было не так счастливо и безмятежно.

Поселок находится на высоте 1100 м, сейчас здесь просто пекло. Затариваемся продуктами на 2 дня. В основном тушенка, немного крупы и сладости. Сухие смеси для супов у нас закуплены на весь поход еще в Петербурге. Спускаемся к мосту через р. Черек Балкарский, переезжаем и направо в крутой подъем. И крутим на передачах 1х1, видимо, съеденное у магазина мороженое придало нам сил и бодрости! А вот надолго ли? Дорога идет в подъем, позади остался последний дом, проезжающий мимо водитель пожелал нам удачи.
Да, спасибо, не помешает)))

Дорога вдоль реки Чайнашки. Необычный склон горы из черного песка

Лев и Вика покрутили вперед, мы с Артемом идём/едем в своем темпе. Стараюсь не думать о том, что теперь только вверх, почти полтора дня подъема. Жара донимает, особенно, когда виток дороги прячется за холмом, солнце печёт, и нет ни малейшего дуновения ветерка, которое хоть немного тебя освежило. Кстати, смотрю фото, и почти нет таких, где мы тащимся по солнцепеку.

Отсюда видно поселок В.Балкария и за ним на склоне горы дорогу с перевала Курноят
Подъем по дороге вдоль р. Чайнашки

Моя скорость езды почти равна скорости пешком, поэтому все чаще  спешиваюсь. Вскоре небо немного затягивает облаками, жара спадает, дует свежий ветер. В тени так и совсем прохладно становится, так ехать/идти легче. Догнали ребят, сделали перекус сладкими батончиками. Рядом с нами справа от дороги виднеется небольшой, но живописный водопад.

Дорога забирается выше, река остается внизу. На фото развилка: направо — к кошу

Сегодня надо достичь высоты 2000 м, хотелось именно на этой отметке остановиться, чтобы на завтра осталось поменьше. Ночевку я запланировала сделать недалеко от моста через р. Чайнашки. И вот как раз перед этим мостом начался какой-то невообразимый уклон да еще и по дороге с крупными камням. Это жуть какая-то. В этом походе, кстати, помимо велобаула фирмы ПИК99,  я использовала простой заплечный рюкзак 40 л. Он сам по себе очень легкий, без металлического каркаса, но лямки и спина у него мягкие и удобные. Поэтому перед крутыми участками я перекладывала туда всё самое тяжелое из велобаула и вешала на спину (палатка, газовый баллон и пр.). Это было намного удобнее, чем тащить на спине бесформенный велобаул. Вот здесь как раз и пришлось прибегнуть к этому способу.

Витки серпантина
Вид назад

За 1 километр мы набрали 150 м по высоте. Чуть не сдохла на этом подъеме, у меня силы тут и закончились, срочно требовалась нормальная еда)))
Времени было 18:50 высота 2100 м. Да мы просто молодцы сегодня! Еще полтора часа светлого времени есть. Отличное ровное место нашлось чуть выше на витке серпантина буквально в 100 м (по длине) от моста. Поставили палатки, ребята искупались в ледяной реке. Вскоре мимо нас по дороге спустился пастух на лошади.
— Это вы сами на велосипедах сюда поднялись?
— Конечно!
— Лучше продайте их и лошадь купите! Так быстрее по горам будет. Через перевал пойдете в Безенги?
— Да, туда. Подскажите, как там дорога к перевалу?
— Дорога на перевал сейчас хорошая, сухая.

Эта новость нас приободрила!

Вика на мосту рядом с местом ночевки

На ужин была очередная вкуснятина и всякие сладости к чаю.  Спать завалились еще не было 9 вечера, утомил нас подъём ))))

Пройдено 29 км
Общий набор высоты 1700 м
Затрачено калорий: хренова куча! все, что были в организме.

День 1   День 3