30 июня – 11 июля 2019 г.

«∞ перевалов КБР»

г. Нальчик – Хасанья – Герпегеж – Жемтала —  ущелье р Псыгансу (Суканская теснина) – пер. Курноят  – Верхняя Балкария — долина р. Чайнашки  – пер. Думала – пер. Чегетджара – р. Удурсу – Р. Черек Безенгийски – пос. Безенги – альплагерь Безенги  – пер. Кышлык – долина р. Кардан – пос. Эль-Тюбю – пер. Актопрак – долина р. Кестанты – пос. Былым – г. Тырныауз – подъем к пер. Джаурген по р. Тырныауз – пер. Джаурген – р. Ташорун – пер. Шаукам – р. Шаукол – пер. Бересун — источники Джилысу – Долина Нарзанов на р. Хасаут – г. Кисловодск


Участники велопохода:


Предисловие

В прошлом 2018 году нам с 7-летним сыном посчастливилось походить пешком по горам Западного Кавказа, посмотреть на всю красоту гор, ущелий, озер,  рек и перевалов.
Конечно, взбираясь на перевалы по крутым узким тропам с тяжелым рюкзаком у меня не возникало мысли взять сюда еще и велосипед, но, бодро шагая по широким грунтовым дорогам вдоль горных рек с видом на заснеженные вершины, я ловила себя на мысли, что велосипед здесь был бы очень кстати! В общем, душа просила горного велопохода :)))

И вот зимним вечером я случайно наткнулась в одном интернет-ресурсе на упоминание о красивой автомобильной дороге, ведущей из города Кисловодска к подножью Эльбруса с северной стороны, к источникам Джилы-су. Сразу зародилось желание там прокатиться на велосипеде))))

Вот какие виды в безоблачную погоду! (стащила с просторов сети)

Но, конечно, не хотелось ездить по одной и той же дороге взад-вперёд, поэтому мой взгляд упал на карту, ища какие-либо другие пути для продолжения велопохода. И такие дороги, конечно же, нашлись. Снимки и фотографии со спутников достоверно показывали, что это будут именно дороги, по которым можно проехать и на машине высокой проходимости, и на велосипеде, что это не тропы, где нужно поочередно тащить то велик, то велобаул. Я не любитель таких тасканий, для этого есть пешие походы. Так неспеша прорисовывались дни за днями, километры за километрами, определялись ночёвки, днёвки, достопримечательности и, в конце концов, общий план велопохода был готов.

Та самая дорога к Эльбрусу, но гора скрыта от нас низкими облаками…

Вскоре я нашла отчет одного автопутешественника, который проехал по этому маршруту на автомобиле, что еще больше вселило в меня уверенность об успехе нашей велоавантюры. Но, кстати, видимо, прошлый год был последним для прохождения всей нитки маршрута на авто… Но об этом чуть позже.

По той самой автомобильной дороге, с которой и родилась идея похода, хорошо бы двигаться со стороны Кисловодска, чтобы постепенно набирать высоту и любоваться появляющейся белоснежной шапкой Эльбруса. Мы же ехали наоборот, и чтобы увидеть Эльбрус надо было оглядываться назад. Но мне хотелось закончить путь именно в Кисловодске, чтобы в оставшееся время погулять по знаменитому парку.

Итак, нас ждет Кабардино-Балкарская республика, 370 километров (не так уж и много), 12800 м общего набора высоты, 8 грунтовых перевалов и потом еще серпантины на той живописной асфальтовой дороге в Кисловодск. Маршрут начинался в Нальчике, а в Кисловодске завершался. Конечно, дорога в поезде занимает довольно много времени от отпуска. У нас всего было 2 недели. В идеале ещё бы иметь 2-3 дня, чтобы подольше зависнуть на базе Безенеги, например, или погулять пару дней пешком у подножья Эльбруса в Джилы-су или в Кисловодске.
Кстати, прямого поезда до г. Нальчик из Петербурга нет. Поэтому использовали трансфер на машине из Минеральных вод.

Транспорт:
Туда: Поезд 049 СПб-Кисловодск. Едем до станции Минеральные воды. На заказной машине подкидываемся до г. Нальчик.
Обратно: Поезд 050 Кисловодск – СПб.

Некоторые фото в отчете кликабельны, открываются в новом окне



День 1. 30.06. ВС

г. Нальчик – с. Хасанья – с. Герпегеж – с. Жемтала – ущелье р. Псыгансу (Суканская теснина)


Это был важный и сложный по физическим нагрузкам день. От него зависело довольно многое в этом походе. Сегодня нужно было в общей сложности набрать 1800 м по высоте. Но меня эти цифры не особо пугали. Во-первых, 43 из 54 километров будет асфальт, во-вторых, ранний приход поезда давал еще большую надежду на свершение наших планов.

В 7:10 утра мы выгрузились на платформе ж/д вокзала Минеральных вод. Велики прямо в чехлах дотащили до заказанного минивена. Всё было очень оперативно сделано. Спасибо еще Сергею — нашему соседу-туристу по плацкарту, помог дотащить наш багаж через подземный переход на вокзале.

Вика на фоне здания вокзала, погода здесь отличная.

До Нальчика на машине примерно 100 км. Летим с ветерком, погода солнечная, но с облаками. Хотя пока ехали в поезде, мы, наверно, весь трафик смартфона извели на погодные сайты: в Нальчике обещали сегодня дождь весь день.

В 8:50 мы уже в Нальчике. Невероятно! Всё четко по плану, в начале десятого мы делаем общую фото на ж/д вокзале и стартуем по маршруту. Но стартовали ненадолго, первую остановку делаем у «Магнита». Закупаем лишь хлеб и воду: а всё потому, что садимся на диету меню продумали заранее, часть продуктов (сухие супы и смеси) взяли из Петербурга. А остальное мы планировали по списку покупать в селах, через которые будет проходить наш маршрут.

на старте, а Артём — невидимка

Теперь у нас по расписанию второй завтрак. Едем в сторону кафе, которое отмечено на моей карте. Есть сомнения в его работоспособности, поскольку еще слишком рано. Тут на одном перекрестке Вика замечает небольшое здание кафе-столовой, откуда доносятся ароматные запахи. Сворачиваем туда. Это был чудесный завтрак! Даже отметили точку на навигаторе, пользуйтесь, кто поедет — 43°28’57.7″N 43°36’07.1″E (перекресток ул. Кешокова и ул. Горького). Столовая проверенная, очень недорогая и все очень вкусно!

Ну а мы продолжаем наш путь. Погода тем временем немного портится, набегают тучки. Мы проезжаем по красивому бульвару, затем через Атажукинский парк и выезжаем за город, неспеша набирая высоту в сторону пос. Хасанья.

На одном пригорке остановились, вспомнили, что забыли развести изотоник. Съехали на обочину, и тут же я словила передним колесом прокол осколком стекла. Быстренько поменяв камеру и заклеив старую, выдвигаемся в путь. Может, оно и хорошо, что было в этот день пасмурно, а то крутить в эти тягуны на солнцепеке тоже мало приятного. Пейзажи изумрудных предгорий радуют глаз, воздух чистый, машин почти нет. Спускаемся в пос. Герпегеж и к реке Черек. По дороге мимо ГЭС крутим в еще один тягун в пос. Жемтала.

На обед встали около двух часов, в удобном месте: под мостом в поселке, спрятались от начинающегося мелкого дождика. Было удобно и сухо. Нашли много сухих веток, опробовали готовку на печке-шепочнице: хорошо, но немного дольше, чем на газу. Заварили вкусную пюрешку с сухим молоком, добавили финский лук-фри и баночку рыбки, и получилось объедение.

Дождь тем временем разошелся, выезжали с обеда в полной непромокаемой экипировке. Зарулили в магазин за какими-то мелочами. Хотели ещё меда или ликера купить, дабы вечерком согреться, похоже, промокнем все насквозь, но мёда не нашли, а алкоголь в магазинах не продают. Поэтому купили моток верёвки и мыло резиновые перчатки :))

После пос. Верхняя Жемтала асфальт заканчивается, идет плавный подъем по хорошо укатанной грунтовке.

Последние метры асфальта
Отличная ровная грунтовая дорога

Дождик немного стихает, сыплет мелкая морось. Вскоре дорога входит в Суканскую теснину (ущелье реки Псыгансу). По прочитанным отчетам мне известно, что пару лет назад здесь сошел сель, дорогу смыло вместе с бетонными мостами, и одна велогруппа не смогла проехать по ущелью на перевал Курноят.

Осенью 2018 года дорогу восстановили, но следы того бедствия сейчас немного портят эту невероятную красоту ущелья: вырванные с корнем огромные деревья, обломки снесенных бетонных мостов, разбросанные хаотично огромные каменные глыбы. Даже немного жутко становится, когда представишь себе, что здесь творила непогода…
Новая дорога сложена из крупных камней, ехать по ним на велосипеде сложно, требуется много усилий, а в дождь и тем более. Едем на передачах 1х2, 1х1.

«Видишь дорогу? Нет? А она есть…»

Нам сегодня нужно встать на ночевку на высоте примерно 1500 м. Уклон становится уже слишком крутым, толкаем велосипеды пешком.
Около 7 часов вечера выходим из Суканской теснины. Тем временем мы уже все промокли и устали, ищем место ночевки. Находим ровную площадку прямо у дороги, ставим палатки, но спуск к воде слишком крут. Но Вика и Лев как самые стойкие и выносливые, спускаются к воде немного ниже по течению, применяя чудеса эквилибристики. На ужин я готовлю вкуснейший борщ из сушеных ингредиентов (заранее заказывали в интернет-магазине туристического питания) + баночка тушенки. Ужинаем в палатке у Льва и Вики. Теперь нам тепло и уютно. Вот и первая походная ночевка. Ночью дождь прекращается, и по прогнозу вроде бы завтра должно быть солнечно и тепло.

Мокрая фотография. Ехать сложно, крутой уклон, а идти скользко…
Наша стоянка с утра следующего дня

Пройдено: 58 км.
Набор высоты: 1841 м.
Затрачено калорий: хорошо так поднапряглись в начале дня и конкретно задолбались в конце.


День 2